РУССКАЯ
Статьи
Профиль
Избранное
Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Изумительный случай

В фантасмагорическом рассказе Аверченко «Изумительный случай» сатирик выводит на свет Божий лицемерие либеральной богемы с ее желанием выделяться из «стада», из «тупой человеческой пыли», разрушать стереотипы в искусстве под девизом «Я так вижу».
Художник с говорящей фамилией Семиглазов нарисовал себя так, как он якобы видит: с лицом, покрытым зловещими черными пятнами на красном фоне, с кривым ртом, затекшим глазом и руками, выросшими одна из лопатки, а другая из шеи. Жену же свою он «увидел» еще краше: с синим, вздувшимся, как у двухнедельного трупа, животом, рубцами на шее, переломанными руками и громадными почерневшими грудями с сосками величиною с апельсин.
Некий старичок, любитель искусства, выискивающий на выставках гениальные картины, вымаливает у всевышней силы чуда – делает художника и его жену в точности такими, какими они изображены на картинах. И представьте – они приходят в ужас! И уже не кричат старичку: «Да, я такая!» и «Я так вижу!», а с ненавистью и омерзением отворачиваются друг от друга. Но позвольте, а как же высокое, недоступное «стаду» искусство, как же «разрушение стереотипов», в соответствии с которыми живет «тупая человеческая пыль»?
Своим рассказом "Изумительный случай" Аверченко предвосхитил появление буквально через пару-тройку лет «Черного квадрата» Малевича, о котором великолепный художник и критик А. Бенуа скажет: «…это не простая шутка, не простой вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения… и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».