РУССКАЯ
Статьи
Профиль
Избранное
Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Крыса на подносе

Конечно, пословицы «На вкус и цвет товарища нет», «О вкусах не спорят», безусловно, справедливы. Но если считать, что вкусы и обсуждать-то бессмысленно, то возникают другие, не менее справедливые вопросы: кого тогда считать художником? Где границы его самовыражения? Что считать произведением искусства? И кто должен это решать? Ведь известен случай, когда на выставке в Италии были выброшены арт-объекты, которые приняли за мусор.

Сатирический рассказ Аркадия Аверченко «Крыса на подносе» как раз и описывает выставку так называемого «нового искусства», где, к примеру, одной из наиболее ярких картин была приклеенная к черному подносу дохлая крыса. Молодые художники были горды своим произведением под названием «Сумерки насущного» – это их самовыражение, они видят в нем то, чего не видят другие. Однако когда посетитель приглашает их в гости и хочет «почествовать» на свой манер, так сказать, в своем видении, а именно: обмазать их вареньем и накормить обоями с вазелином, они почему-то возмущаются. А что тут, казалось бы, такого? Они самовыражались – он тоже хочет самовыразиться. И почему-то этого они не понимают. Куда же пропадает вся их оригинальность?

Трудной, однако, была жизнь представителей «авангардистского искусства» начала XX века. Как мало их понимали…