РУССКАЯ
Статьи
Профиль
Избранное
Горький Максим

Горький Максим

Мать

Написанный Горьким в начале 1900-х годов роман «Мать» принято считать первым произведением, выдержанном в духе социалистического реализма. На деле это означает, что перед нами политически выверенный роман-плакат, в котором, в связи с этим, совершенно отсутствуют полутона, все построено на контрастах и противопоставлениях. Все положительные персонажи-социалисты, начиная с главного героя Павла Власова, – высокие стройные, большеглазые красавцы (мы как бы видим их всех глазами матери Павла) или красавицы «с толстой пушистой косой». Все отрицательные – злобные карлики с маленькими бесцветными глазками, дурными манерами и нестерпимыми голосами. Мир рабочей слободки – это тесное, затхлое, убивающее душу место, где «в холодном сумраке угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя из маленьких серых домов, каждый день идут к высоким каменным клеткам фабрики», а возвращаясь – пьют, орут «некрасивые песни» и бьют своих жен. А вот на квартире у революционеров читаются умные книги, играет фортепиано, шумит самовар и между хорошими, добрыми людьми идет беседа о благе всего человечества, о построении нового мира «без жадности, злобы и лжи», о необходимости «освободить личность от подневольного труда». (Правда, одному из этих добрых «детей, идущих за правдой», как называет их мать, приходится собственноручно убить человека, заподозренного в доносительстве. Правда и то, что в этих высоких разговорах мелькает вполне себе шариковская мысль «поровну разделить между людьми все богатства».) Но в общем, перепутать, где добро, а где зло, никак невозможно.
Поэтому, путь главной героини романа "Мать" Максима Горького– матери Павла, Ниловны – предопределен, она пойдет за сыном и его добрыми и красивыми друзьями-революционерами, ибо кто же будет выступать против всего хорошего за все плохое?!
Советские литературоведы видели в этом ее пути внутреннее пробуждение, движение от тупого равнодушия к самой себе к осознанию своего человеческого достоинства, к участию в построении иного бытия, к выходу из убийственно однообразной жизни в слободке к пониманию мира и «правды». Вообще, если бы существовал словарь частотности языка романа «Мать», то первое место там, безусловно, заняло бы слово «правда». Павел ищет «правду», мать говорит «дети наши идут за правдой», социалисты в листовках рассказывают о «новой правде» и т. д. Что такое эта «новая правда» — не конкретизируется, и о том, что нужно сделать (кроме того, чтобы пройти 1-го мая с красным флагом), ничего не говорится. Разговоры о том, как будет хорошо, когда народ свергнет самодержавие и на смену «унылому лицу жизни» придет что-то иное, новое, свежее, молодое, знающее «правду», конечно, увлекательны и вдохновляют и Павла, и его друзей, и мать, но как и с чего вдруг все волшебно переменится после глобального разрушения ненавистного им мира, почему люди, поучаствовавшие в этом разрушении, внезапно станут лучше, остается неясным.
Надо полагать, не знал этого и автор. Иначе не пришел бы в ужас, увидев после революции беззаконие, «красный террор» и разграбление культурных ценностей этими самыми «детьми», и не уехал бы за границу на долгие 12 лет.
Мнения о романе Горького "Мать" сильно разнились с самого начала. Например, Мережковский говорил, что этим романом Горький нарыл над собой курган. Немалое же число литературоведов и критиков до сих пор считают, что он написал точную картину превращения «маленького человека» в гордого, сознающего свое достоинство творца своей судьбы.