РУССКАЯ
Статьи
Профиль
Избранное
Тютчев Федор Иванович

Тютчев Федор Иванович

Собрание стихотворений

Лирику Тютчева можно разделить на несколько неравных частей: пейзажная, любовная и философская. Но неравны они лишь по количеству стихотворений, по значимости же не уступают одна другой.
Красоту родной природы воспевали многие русские поэты, но лишь у Тютчева природа – словно бы живое, мыслящее существо. Это такая величественная королева. Она самодостаточна, в отличие от человека, уверена в себе – в ней все гармонично. Чаще всего она спокойна и величава («Осенний вечер», «Снежные горы»). Но даже грозные проявления стихии («Весенняя гроза», «Море и утес») подчинены единому закону жизни, мудрому и властному.
В стихах Тютчева о любви есть темы радости и страдания, упоения страстью, понимания её краткосрочности и неизбежности расставания («Я помню время золотое», «О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанье…»). Его любовная лирика тоже в чем-то напоминает природу: в молодости это стихия, страсть, похожая на грозу, к концу жизни – нежное, тихое чувство, которое лирический герой бережет, словно боится расплескать (стихотворение «Последняя любовь», считающееся жемчужиной лирики Тютчева). Некоторые из его стихов положены на музыку и приобрели немалую известность («Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…»).
Философские стихи поэта – это размышления о временах, темы человека и Вселенной, порядка и хаоса, дня и ночи как двух извечных начал мироздания. Хаос он называет «родимым» (стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной»), так как он для него – основа всего, начало света и дня. Такое необычное определение нельзя встретить ни у какого другого поэта. И как венец всей его философской лирики – патриотическая миниатюра «Умом Россию не понять», своего рода афоризм, знакомый каждому со школьной скамьи.